Форд в России: как выжить?



Статьи / Модели / Transit
FORD ПОСТАВИЛ БЕЛАРУСЬ НА КОЛЕСА
Светлана АНДРУШКЕВИЧ

FORD ПОСТАВИЛ БЕЛАРУСЬ НА КОЛЕСА

Есть повод для радости. Беларусь постепенно "присоединяет" к себе Америку. Нам стали доступны основные американские блага: напитки Coca-Cola, столовые McDonald's и автомобили Ford - все это получило белорусскую прописку. Таким образом продолжается воплощение в жизнь идеи великого Генри Форда, что автомобили должны выпускаться там, где они продаются.

Пышную презентацию сборочного завода Ford в Обчаке сменили затишье в ожидании цен на автомобили и их продажи, досужие домыслы и "диванный" анализ ситуации на рынке в некоторых печатных изданиях. Но лед, как говорится, тронулся - первые Ford'ы белорусской сборки покинули стены предприятия. По чистой случайности мы оказались свидетелями этого события,
когда пришли на встречу с директором завода "Форд Юнион" господином КЭМПБЕЛЛОМ. А некоторое время спустя нашим
собеседником стал генеральный директор СП "Лада-ОМС" - официального дилера компании Ford в Беларуси - господин
ВАГАНОВ. С их слов вы и узнаете о делах насущных и перспективах американо-белорусского предприятия.

Основные сведения о "Форд Юнион"

Название завода: Завод по сборке автомобилей "Форд Юнион" в пос. Обчак
Адрес: Обчак, Минский р-н, Минская обл., 223062
Телефон/факс: 210-08-56, 217-52-61
Директор завода: Нил Кэмпбелл
Персонал: 130 человек
Выпускаемая продукция:
Европейский Ford Esсort, объем двигателя 1,3 и 1,6 л; 4- и 5-дверные варианты; Ford Transit - автофургон и микроавтобус на 12 и 15 мест, объем дизельного двигателя 2,5 л, объем бензинового двигателя 2,0 л
Начало выпуска: 30 июля 1997 года
Объем выпуска: 6300 автомобилей в год
Участники СП:
Ford - 51%
Белорусское правительство - 26%
"Лада ОМС" - 23%


Нил КЭМПБЕЛЛ, директор завода "Форд Юнион": "Наши машины ни в чем не будут уступать по качеству
выпущенным в Германии или Польше"

- Никто не может усомниться в том, что модели Esсort и Transit весьма популярны в мире. Однако специфика нашего рынка такова, что человек, имеющий деньги на покупку нового автомобиля, предпочитает машины как минимум среднего класса. Что определило решение собирать в Беларуси именно Esсort, а не, допустим, более солидный Mondeo?

- Наши автомобили будут продаваться не только в Беларуси, но и в России и других странах СНГ. Компания Ford рассматривает Escort как "народный автомобиль", и тем самым рассчитывает на среднего покупателя.

- То есть потенциального покупателя российской "Лады"...

- Да.

- Но российскому правительству вряд ли по нраву, что в соседней Беларуси появился конкурент их ВАЗу. Кто взял на себя вопросы урегулирования отношений между компанией Ford и российским правительством? И нет ли опасений, что союзные отношения между Беларусью и Россией когда-нибудь могут измениться?

- Когда строительство Ford Union только планировалось, между Беларусью и Россией уже существовал союз (прим. ред.: СНГ) и общее таможенное пространство. Мы следим за политической обстановкой, но не видим каких-либо помех для нашей работы. Кроме того, в Москве создана организация, которая занимается продвижением автомобилей Ford на российский рынок. Многие вопросы в России решает она.

- Со дня начала работы завода прошло более месяца, прежде чем была определена цена на автомобили (пока только для российского рынка), соответственно, не начинались и продажи. В чем причина промедления?

- Цена автомобилей для российского рынка официально была объявлена на Московском международном автосалоне. И сегодня в Россию отправлена первая партия (прим. ред.: 9 сентября с завода "ушли" первые пять Transit'ов). Вскоре станет известна цена автомобилей для Беларуси, и они появятся у местного дилера - компании "Лада-ОМС". Столь долгое ценообразование связано с тем, что "Форд Юнион" - сборочное предприятие, и все комплектующие поступают к нам из разных стран, нужно было время, чтобы обработать всю информацию.

- Понятно, что продажами собранных в Беларуси автомобилей Ford будут заниматься уже существующие дилеры компании. Расширяется ли дилерская сеть в странах СНГ и есть ли уже конкретные партнеры?

- Да, конечно, дилерская сеть в России будет расширяться. Компанией Ford разработана программа, которая так и называется: "Gross Market" ("Большой рынок"). Будут продаваться наши автомобили и в Казахстане, но пока у нас нет там своих представителей.

- Планирует ли компания Ford размещение в Беларуси вспомогательных производств по выпуску комплектующих или ограничится привлечением смежников?

- Сама компания Ford не планирует расширения производства. Но наши западные партнеры, которые поставляют сейчас различные детали и элементы, будут искать на белорусском рынке партнеров, с которыми можно было бы совместно выпускать комплектующие для собираемых нами автомобилей. Как вы знаете, в Беларуси уже выпускается электропроводка для машин. Вот и сейчас компания, поставляющая для Ford сиденья, ведет переговоры с белорусской стороной по организации здесь своего производства. В стадии
проработки находятся и другие совместные проекты.

- Предполагаемая массовая продажа выпускаемых в Беларуси автомобилей, естественно, повлечет расширение сервисной сети. Этим займется Ford или местные дилеры?

- Последующее техническое обслуживание автомобилям Ford будут обеспечивать наши дилеры.

- Довольны ли вы белорусскими рабочими?

- Да, я очень доволен их работой. Они прошли хорошую подготовку на заводе Ford в Польше и сейчас могут обеспечить высокое качество сборки.

- Кстати, при испытаниях автомобилей Ford белорусской сборки требования по качеству такие же, как и на Западе, или не столь жестки?

- Требования к автомобилям Ford, собираемым в разных странах, одинаковы. И наши машины ни в чем не будут уступать по качеству выпущенным в Германии или Польше.



Алексей ВАГАНОВ, генеральный директор СП "Лада ОМС": "В Германии машины собирают турки. А мы что - хуже турок?"

- Вы не первый год торгуете в Беларуси автомобилями Ford и лучше других знаете, какие модели наиболее популярны у наших автолюбителей. Что определило решение собирать в Беларуси именно Escort, и не считаете ли Вы это тактическим промахом?

- Маркетинговые исследования, проведенные в 1994-95 годах компанией Ford совместно с "Лада-ОМС", показали, что сегодня пользуются популярностью микроавтобусы и коммерческие грузовики на базе класса Transit, в том числе и российской "Газели". Escort же - одноклассник "Жигулей", то есть машин, которые представлены в бывшем Союзе в наибольшем количестве. Вопрос лишь в цене и качестве.

- Значит, Ford решил поставить подножку ВАЗу?

- Это конкуренция на рынке. Закон пропорции: если одно убывает, то другое прибывает. Естественно, что внедрение Ford Escort на российский рынок будет идти за счет частичного уменьшения продаж ВАЗов. Но ведь сегодня Россия производит 750.000 автомобилей в год.

- Компания Ford пропагандирует Escort как "народный автомобиль", но данный статус предполагает и соответствующую цену...

- В Беларуси "народным автомобилем" Escort станет лишь тогда, когда его сможет свободно покупать большинство граждан. Пока же, к сожалению, в нашем государстве это невозможно. Но Конституция и президент гарантируют повышение благосостояния белорусского народа. Идея гуманная...

- Почему же до сих пор (беседа состоялась 23 сентября - прим. ред.) не установлены цены для белорусского рынка и когда начнутся официальные продажи?

- Пока не могу назвать конкретную дату. Дело в том, что мы будем продавать автомобили не только за валюту, но и за белорусские рубли. Из-за нестабильности курса и невозможности приобретать валюту по курсу Нацбанка трудно отрегулировать цену на автомобили. Но в Беларуси они будут стоить дешевле, чем в России, хотя и не намного. Может, долларов на 200-300.

- Не окажется ли, что гражданам других государств СНГ будет выгоднее приобретать автомобили у "Лады-ОМС", чем у своих дилеров?

- Возможно. Но не всем. В первую очередь выгода будет в том, что многие российские фирмы, имеющие безналичные белорусские рубли и не знающие, что с ними делать, смогут купить за них у нас машины.

- Раньше "Лада-ОМС" имела возможность поставлять из Германии тот же Escort по цене порядка $8000. Даже учитывая затраты на растаможку, это получается дешевле, чем сейчас. Какие аргументы в связи с этим вы будете представлять покупателю в пользу автомобилей белорусской сборки?

- Государство должно само решить этот вопрос, потому что оно имеет 26% акций в производстве и получает с этой работы налоги. Сегодня можно установить цену $8000 на собираемые в Беларуси автомобили. Но тогда как окупать вложения в их производство?

- Но каким методом государство решит этот вопрос - очередным повышением таможенных пошлин?

- Вы сами ответили на свой вопроc. Государство должно хотя бы привести пошлины к единому знаменателю в рамках таможенного союза с Россией.

- Не прорабатывался ли вами вопрос о целевом кредитовании граждан РБ с целью покупки автомобилей Ford или о продаже их в лизинг?

- Да, мы работаем с банками в этом направлении. Однако наша законодательная база не позволяет гарантировать залог. Нет реального механизма, который позволил бы в случае чего забрать у физического лица, например, его квартиру, заложенную при покупке автомобиля. Но рано или поздно мы все же придем к подобным формам продаж. И это будет касаться не только машин, но и других дорогостоящих предметов длительного пользования.

- Не будут ли перенесены на нашу почву немцовские методы: пересадить всех чиновников в белорусские Ford'ы?

- Escort - это не "Волга", не представительский автомобиль. Вы сами понимаете, что министр уже не сядет в такую машину. А если чиновники рангом пониже ездят на "Жигулях", то почему бы им не ездить на Escort'е? Сегодня можно купить автомобили без проблем, они производятся здесь, в нашей стране. Нормальный протекционизм для своей продукции. А для оптовых покупателей, естественно, будут определенные льготы.

- Ну раз уж речь зашла о протекционизме, то не будут ли внесены определенные поправки в Декрет N2? А то ведь сбор "оправдательных бумажек" может отбить охоту у многих потенциальных покупателей белорусских машин.

- Возможно со временем это произойдет. Сама идея декларирования доходов правильная, но у нас она приобрела не совсем тот оттенок. На Западе в большинстве своем люди честно платят налоги. Но они и зарабатывают гораздо больше. У нас о нормальных зарплатах можно будет говорить лишь тогда, когда любая семья сможет за 2-3 года накопить деньги на новый автомобиль. А для этого нужно ежемесячно откладывать порядка $500.

- Будет ли "Лада-ОМС" расширять региональную дилерскую и сервисную сеть?

- У нас есть свои представители в Витебске, Могилеве и Гродно. Рассматривали ситуацию и по Бресту, но пока там не с кем работать. Со временем мы "закроем" все областные центры и несколько крупных индустриальных. Соответственно, там будут как автосалоны, так и сервисные станции.

- Ford вам оказывает в этом поддержку?

- Морально. А все остальное - за деньги. Мы должны гордиться, что работаем с такой крупной компанией.

- Вас это вдохновляет?

- Очень.

- А что, если со временем изменятся отношения между Беларусью и Россией и снова появится граница?

- Плохо. Будем работать только на Беларусь. Значит, Ford допустил ошибку, наладив здесь свое производство. Но, думаю, этого не случится.

- Почему же Ford сразу не размещал свое производство в России, ведь все равно основная часть продукции "Форд-Юнион" будет уходить туда?

- Сегодня в Беларуси им дали то, что не предложат в России. Хотя может и предложат, но стоимость входного билета будет гораздо выше. Но со временем Ford и там разместит такой же завод. Пока же мы смогли убедить их, что здесь лучше. Как для них, так и для нашего государства. Ведь, кроме самого сборочного завода, в Беларуси получат работу смежники.

- Как, кстати, обстоят дела с их привлечением?

- Сейчас в плоскости практической реализации - 12 совместных проектов по выпуску в РБ комплектующих для Ford. Будут у нас и свои шины Continental, и многое другое.

- Можно ли ожидать, что с переносом выпуска большинства комплектующих в Беларусь снизятся цены на собираемые автомобили?

- В принципе, да. Конкуренция заставит.

- А не будут ли у потребителей возникать вопросы по качеству собираемых в Беларуси автомобилей? Ведь у большинства из нас есть предубеждения, что западный продукт лучше нашего.

- В Германии машины собирают турки. А мы что - хуже турок? Кстати, польская практика показала, что их машины ни в чем не хуже, а где-то, может, и качественнее немецких.

- Хотя продажи еще и не начаты, есть ли уже косвенный интерес к белорусским автомобилям?

- Да. И большой. Кстати, многих заинтересовали наши машины "cкорой помощи" на базе Transit. Уже есть договоренность на поставку их в Санкт-Петербург. Прошла презентация и в Прибалтике.

P.S. Прощаясь с господином Вагановым, за стеклом в шкафу я заметила английский журнал "Soldier of Fortune", на обложке которого в камуфляже и с оружием в руках был изображен мой нынешний собеседник. На вопрос: что бы это значило, Алексей Васильевич шутливо ответил: "Когда у меня заканчиваются деньги, я еду за границу". Хотелось бы надеяться, что у главного белорусского продавца автомобилей Ford никогда не возникнут такие ситуации, когда захочется взять в руки автомат и пойти в солдаты удачи.

Редакция "АБС" благодарит Дмитрия МОКШИНА
и Эдуарда ЖИБОРТОВИЧА за помощь в организации интервью.
автор: Светлана Андрушкевич / 19.05.2002




Рейтинг@Mail.ru